Что касается основных игроков на российском рынке постаматов, то здесь лидирующие позиции занимают логистические операторы — на них приходится около 70% рынка. Оставшиеся 30% постаматов, установленных в России, принадлежат маркетплейсам. Абсолютный лидер по количеству таких устройств доставки в стране — СберЛогистика, которая имеет свыше 10 тысяч постаматов по РФ. Это почти 22,8% от всего рынка. На втором месте — Cainiao, дочерняя компания Alibaba Group, которая доставляет заказы с платформы AliExpress. Ее доля на рынке — 13,7% (более 6 тысяч постаматов в РФ). Тройку лидеров замкнула 5Post — 12,8% или более 5600 постаматов.
Отмечая тренды, которые уже активно внедряются или в скором времени будут диктовать правила игры на рынке постаматов, авторы исследования выделили несколько из них. Во-первых, это расширение границ использования постаматов — не только для заказов из интернета, но и в других целях. Например, с осени 2022 года Альфа-Банк доставляет свои банковские карты в постаматы 5Post, откуда клиент их может забрать. В свою очередь, девелопер «ПИК» еще в 2021 полностью перевел передачу ключей от квартир собственникам через постаматы, расположенные на первом этаже здания. Очевидно, количество бытовых и иных услуг, которые будут оказываться россиянам через постаматы, будет только расти. Во-вторых, это размещение постаматов в подъездах жилых домов, а также возможность не только приема, но и отправки товаров самими россиянами, например, в ателье или прачечную. Как было отмечено ранее, подобную задачу в столице призван решить проект «Московский постамат». В-третьих, на рынке все чаще появляются новые типы устройств, предназначенные для грузов разных типов, в частности, мебели или продуктов питания, в том числе готовых блюд. Одним из пионеров в этой сфере в отечественном сегменте является компания Engy. Она разрабатывает продуктоматы, способные поддерживать оптимальную температуру и хранить даже скоропортящиеся товары.
Что касается мирового рынка постаматов, то он, как и российский, также будет расти в ближайшие 7-10 лет на 12% ежегодно и достигнет $2 млрд к 2030 году. При этом в Европе и странах Северной Америки, помимо роста интернет-торговли и C2C-отправлений, еще одним драйвером развития рынка постаматов служит экологическая или «зеленая» повестка. По данным авторов исследования, отказ от доставки товаров до двери в пользу постаматов позволил бы значительно сократить выбросы CO2 в окружающую среду.
Вера в развитие глобального рынка постаматов также присутствует и у венчурных фондов, и бизнес-ангелов: в 2021 году 44% из общего объема инвестиций, вложенных в логистические компании, были привлечены стартапами в сфере «последней мили».
Источник:
spark.ru